Школьник Украины

ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Личность — человек как личность характеризуется целостной системой взглядов на окружающий мир, системой ценностей, активной жизненной позицией. Человек — живое существо, наделенное сознанием, способностью мыслить, членораздельно произносить слова. Человек в от- личие от других живых существ способен творить, создавать произведения искусства. Индивид (от лат. individuum — «отдельный человек, личность») — человек, наделенный личностными чертами (внешними и внутренними), имеющий только ему присущий склад мышления, способности, таланты. Индивидуальные признаки человека во многом определяются генетическими связями. Мышление — способность человека к умственной деятельности. Одним из главных отличий человека от других живых существ является способность мыслить. Благодаря мышлению человек мо- жет преобразовывать мир, путем создания новых предметов, нужных ему для жизни и дальнейшей деятельности (дома, машины, технические конструкции и т. д.). В создании нового для современного общества человек опирается на накопленные ранее этим обществом знания и опыт. Причем мысленно человек способен представить нечто новое, что он еще только задумал сделать, и потом уже воплотить в жизнь. Особенности мышления — у разных людей проявляются поразному. На особенности протекания мыслительных процессов могут оказывать влияние темперамент, характер человека, а также желание активно проявлять себя в сложившихся жизненных ситуациях или наоборот проявлять пассивно, плыть по течению. Особенности мышления человека нередко связаны со скоростью протекания этого процесса, со способностью к различным формам и видам мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез).

Логическое мышление — последовательное, рассудительное, связное протекание мыслительного процесса, при котором некое умозаключение вытекает из предыдущего путем рационального осмысления каждого их них.

Образное мышление — мышление посредством образных, идеальных представлений. Образное мышление характерно для творческих, художественных натур с определенным складом ума и характера. Язык и речь — в обиходном понимании иногда ошибочно этими словами называется одно и то же. Язык является средством мышления и представляет собой систему фонетических, словарных, грамматических норм и правил. Язык реализуется в речи конкретных говорящих на нем людей. Язык служит для общения между людьми, обмена мыс- лями, знаниями, эмоциональными впечатлениями и переживаниями. Язык любого народа тесно связан с его культурой, традициями, обычаями. В названиях, именах, словах сохраняются воспоминания о пережитом народом, об определенном историческом отрезке его развития. Французский исследователь Э. Бенвенист, подчеркивая неразрывную связь слов «язык» и «народ», говорил: «Язык — это то, что соединяет людей в единое целое, это основа всех тех отношений, которые, в свою очередь, лежат в основе общества». Литературный язык — высшая разновидность языка, сложивша- яся исторически, которая характеризуется устойчивой системой норм и кодификаций (т. е. норм, зафиксированных в словарях). Литературный язык обладает развитой лексической системой, богатыми стилистическими возможностями (в русском языке вы- деляют пять функциональных стилей — научный, публицистиче-ский, официально-деловой, художественный, разговорный). Мертвые языки — языки, сохранившиеся только в памятниках письменности. В современном обществе носителей этого языка не существует. К мертвым языкам относятся латинский, древне- греческий, древнерусский языки и др. Внутренняя речь — речь как бы «про себя». Когда человек о чем-либо думает, он нередко проговаривает свою мысль внутри себя. В этот момент даже возникает некое мышечное напряжение в ротовой полости, невольные, почти неощутимые движения языком, что является одним из подтверждений существования внутренней речи человека. Семиотика — наука о знаковых системах. Язык относится к знаковой системе, в которой слова и звуки закрепляются на письме с помощью букв, знаков. Воспитание — привитие родителями, воспитателями, учителями определенных качеств характера, правил поведения ребенку. В воспитании личности принимает участие и окружающая среда в ходе взросления человека, духовного и физического становления, получения им образования. Социализация — реализация личности в определенной социальной среде, усвоение умений, правил поведения человеком, имеющим отношение к его социальной роли. Адаптация — привыкание, приспособление к условиям жизни в окружающей действительности. Интеграция — активное поведение человека, оказавшегося в новых жизненных условиях. Влияние и изменение обществен- ной среды в ходе взаимодействия с ней, в свою очередь окружение также способно иметь влияние на человека в этом процессе. Общение — контакты, в которые вступают люди в процессе их жизнедеятельности. Сознательное — ясное, четкое видение, понимание, представление о чем-либо. Адекватная оценка окружающих процессов и явлений действительности, а также, в философском аспекте, способность человека к мыслительной, психической деятельности как отражению окружающей действительности («Бытие определяет сознание»). Бессознательное — безотчетное, нечеткое представление о собственных психических процессах, непроизвольное совершение неких действий.

Press enter to search
Press enter to search