Школьник Украины

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Сложное предложение, в котором есть разные виды союзной и бессоюзной связи, называется сложным предложением с разными видами связи. Такие предложения по ведущей связи делятся на смысловые блоки. Как правило, ведущей связью бывает либо союзная сочинительная, либо бессоюзная.
Например:
[Архитектура — это тоже летопись мира]: [она говорит тогда], (когда уже молчат и песни, и предания) и (когда уже ничто не го- ворит о погибшем народе) (данное сложное предложение имеет бессоюзную и союзную подчинительную связи; ведущей является бессоюзная связь).
В сложных предложениях с разными видами связи на стыке могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Например:
День подходил к концу, и, когда совсем потемнело, мы опять тронулись в путь.
Знаки препинания между подобными союзами такие же, как на стыке двух подчинительных союзов (см. выше). Нормы оформления чужой речи
Чужой называется речь третьего лица, речь самого говорящего, произнесенная ранее, а также мысли автора речи. Передаваться чужая речь может несколькими способами:
а) прямой речью;
б) косвенной речью;
в) диалогом. Прямая речь
При прямой речи слова чужой речи воспроизводятся точно, дословно. Прямая речь состоит из двух частей: собственно прямой чужой речи и слов автора.
В собственно прямой речи передается речь третьего лица или мысли автора. В словах автора эта речь поясняется (кому она принадлежит, при каких условиях и как она была сказана).
По отношению к прямой речи слова автора могут стоять до нее, после нее, а также внутри прямой речи. От этого положения зависят знаки препинания.
Если слова автора стоят до прямой речи, то после них ставится тире, прямая речь пишется в кавычках с большой буквы, в конце прямой речи ставится точка или вопросительный, восклицательный знаки. Причем точка ставится за кавычками, а вопросительный или восклицательный знак в кавычках:
А: «П». А: «П?» А: «П!»
Например:
Я ответил: «Вряд ли вы сможете мне навредить».
Девочка спросила: «Долго еще ждать поезд?» Радостные, люди закричали: «Наконец-то!»
Если слова автора стоят после прямой речи, после нее ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак, затем тире и слова автора пишутся с маленькой буквы. При этом вопроси- тельный или восклицательный знак ставится в кавычках, а запя- тая после кавычек:
«П», — а. «П!» — а. «П?» — а.
Например:
«Это хорошо, что ты пришел», — сказал мне брат.
«Когда ты закончишь эту работу?» — спросил учитель.
«Завтра уже каникулы!» — кричали дети.
Если слова автора стоят внутри прямой речи, то после прямой речи ставятся запятая и тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Если предложение прямой речи, разорванное словами автора, продолжается, то после них ставятся запятая и тире, далее прямая речь пишется с маленькой буквы. Если до слов автора одно предложение прямой речи закончилось, а после будет уже другое, то после слов автора ставятся запятая и тире и прямая речь далее пишется с заглавной буквы:
«П, — а, — п».
«П, — а. — П».
Например:
«Поезд уже ушел, — сказал начальник станции. — Следующий только через два дня». Косвенная речь

Косвенная речь служит для передачи от имени автора основного содержания чужой речи. Косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, в котором главное предложение соответствует словам автора в прямой речи, а придаточное — собственно прямой речи. 

Например:
[Иван Васильевич спросил], (где находится магазин).
Можно переделать в предложение с прямой речью:
Иван Васильевич спросил: «Где находится магазин?»
Или:
Девочка рассказала маме, что она сегодня в школе получила несколько пятерок.
Девочка сказала маме: «Я получила сегодня в школе несколько пятерок».
Замена прямой речи косвенной имеет ряд правил.
1. Верный выбор союза позволяет передать содержание прямой речи. Так, союз будто указывает на неуверенность, частица ли позволяет передать вопросительное предложение, а союз чтобы ис- пользуется для передачи побудительного предложения: «Приходите завтра в гости», — сказала соседям мама. — Мама сказала соседям, чтобы они завтра приходили в гости; Он спросил: «Скоро мы прича- лим к берегу?» — Он спросил, скоро ли мы причалим к берегу.
2. Личные и притяжательные местоимения следует изменить на местоимения третьего лица. То же следует проделать и с глаголами: «Куда же нам теперь идти?» — спросил я. — Он спросил, куда же им теперь идти.
3. Эмоциональная окраска прямой речи в косвенной, как правило, передается пояснительным описательным оборотом: «Проходите, пожалуйста, в зал», — вежливо говорят дежурные посетителям. — Дежурные вежливо предлагают посетителям пройти в зал. Диалог
Разговор двух и более лиц называется диалогом. Слова отдельного участника диалога являются репликой. Каждая новая реплика отдельного лица пишется с новой строки начиная с тире. Реплика может состоять из одного, двух и более предложений. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать, если без авторского пояснения понятно, кому принадлежит реплика.
Например:
Девушка вошла в комнату.
— Здравствуйте.
— Здравствуйте, — ответили ей. Знаки препинания при цитатах
Цитаты — это дословные выдержки из сочинений кого-либо или слова кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения собственных мыслей. Цитаты могут быть как целыми отрывками или предложениями из текста, так и отдельными словами.
Оформлять цитаты можно разными способами. 1. Как прямую речь:
В. Г. Белинский писал: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни». 2. Как косвенную речь:
В. Г. Белинский писал, что «Онегина» можно назвать энцикло- педией русской жизни.
3. Введением небольших цитат в собственную авторскую речь: Великий критик В. Г. Белинский утверждает, что в «Герое на- шего времени» автор «поставил вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнулись все».
Каким бы образом ни вводились цитаты, всегда следует указы- вать на источник их заимствования. Синтаксический разбор простого предложения
1. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое).
2. Группа подлежащего (второстепенные члены предложения, зависящие от подлежащего).
3. Группа сказуемого (второстепенные члены предложения, за- висящие от сказуемого).
4. Группа второстепенных членов предложения (второстепен- ные члены предложения, зависящие от второстепенных членов предложения). Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По эмоциональной окраске: восклицательное, невосклицательное.
3. По количеству грамматических основ (простое).
4. По наличию главных членов предложения (двусоставное, односоставное).
5. По наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное).
6. По наличию осложнений (осложнено, не осложнено). Синтаксический разбор сложного предложения
1. Грамматические основы.
2. Средство связи (сочинительный союз, подчинительный союз, без союзов, комбинированное).
3. Если сложноподчиненное предложение — главное и придаточное предложения. Если с разными видами связи — ведущая связь. Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По эмоциональной окраске: восклицательное, невосклицательное.
3. По количеству грамматических основ (сложное), из скольки простых состоит.
4. Союзное, бессоюзное: если союзное — вид. Если с разными видами связи — ведущая связь.
5. Далее дается характеристика каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

Press enter to search
Press enter to search