Школьник Украины

Просвещение и абсолютизм. Культура

Просвещение и абсолютизм. Культура Критика абсолютизма в XVIII в. началась с критики его идеологии. Это задание выполнила культура Просвещения. Ее представители пытались «просветить» народ и привлечь его к борьбе за новый, буржуазный уклад общества. Активным оказалось французское Просвещение. В его развитии выделяют три этапа. Первый этап связывается с деятельностью Шарля Луи Монтескье (1685-1755), разработавший теорию конституционной монархии и разделения властей, провозгласил основные принципы демократии. Не менее известный французский мыслитель того времени Вольтер (1694-1778), подвергая критике феодальные порядки, выдвинул идею «просвещенного абсолютизма» (реформирования общества «сверху» - через образование монарха), но впоследствии пришел к выводу о необходимости буржуазной революции. Начало второго этапа Просвещения связан с изданием в 1751-1780 гг «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Главным инициатором этого издания стал Дени Дидро (1713-1784), который привлек к созданию энциклопедии выдающихся просветителей. Дидро и другие энциклопедисты считали, что «хорошие законы» и «разумное» правления должны создать правильный общественный строй. Основой общества считалась частная собственность. Третий этап просвещения связан с именем Жана-Жака Руссо (1712-1778), который предлагал достичь равенства во владении частной собственностью. Руссо призывал уничтожить сословный строй и абсолютизм. Поиски просветителями путей лучшей организации общества, их взгляды на социальные проблемы сыграли прогрессивную роль в развитии государства.

Научные знания в XVI-XVIII вв. развивались медленно. Наука имела метафизический характер. Считалось, что мир, созданный Богом, совершенный и неизменный. С началом промышленной революции в XVIII в. и развитием техники интерес к науке значительно возрос. Выдающимися учеными этого времени были Пьер Симон Лаплас (доказывал происхождения Солнечной системы из туманности), Исаак Ньютон (сформулировал законы классической механики), Готфрид Вильгельм Лейбниц (ввел дифференциальное и интегральное исчисления), Леонард Эйлер (разработал математический анализ и теорию чисел), Михаил Ломоносов (сформулировал закон сохранения массы вещества при химических реакциях), Адам Смит (основал политэкономию - науку, изучающую отношения между людьми в процессе производства).

В литературе XVIII века. господствующим направлением становится классицизм, который отмечался ориентацией на античную культуру как идеальный образец, по которому должен творить художник. Обязательным стало наличие просветительского содержания в произведении, то есть каждое произведение литературы должен воспитывать умную, сильную, хорошую, сознательную личность, готовую к служению своему государству. Большую роль в развитии литературы и искусства того времени начинает играть движение молодых немецких писателей «Буря и натиск», который начал переход к новому стилю - романтизма. К этому движению в начале своего творчества немецкие поэты Ф. Шиллер и И.В. Гете. Участники движения воспевая страстного, сильного, отважного героя, который борется против феодализма и несправедливости. Фактически они положили начало немецкой национальной литературе. В тогдашнем русском и французском искусстве преобладала классическая тематика: библейские и мифологические сюжеты, портрет, пейзаж. Творчество Жака Луи Давида передает предчувствие революционных событий во Франции. Среди картин Алексея Венецианова много посвящено и быта крестьян. В архитектуре господствующим остается стиль барокко, но со второй половины XVIII века. утверждается классицизм. В это же время начинается новая эпоха в музыке. Музыкальное искусство постепенно освобождается от господства церкви. Возникает опера, сольное пение, оратория. Это расцвет творчества Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта.

Press enter to search
Press enter to search