Просвещение и абсолютизм. Культура Критика абсолютизма в XVIII в. началась с критики его идеологии. Это задание выполнила культура Просвещения. Ее представители пытались «просветить» народ и привлечь его к борьбе за новый, буржуазный уклад общества. Активным оказалось французское Просвещение. В его развитии выделяют три этапа. Первый этап связывается с деятельностью Шарля Луи Монтескье (1685-1755), разработавший теорию конституционной монархии и разделения властей, провозгласил основные принципы демократии. Не менее известный французский мыслитель того времени Вольтер (1694-1778), подвергая критике феодальные порядки, выдвинул идею «просвещенного абсолютизма» (реформирования общества «сверху» - через образование монарха), но впоследствии пришел к выводу о необходимости буржуазной революции. Начало второго этапа Просвещения связан с изданием в 1751-1780 гг «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Главным инициатором этого издания стал Дени Дидро (1713-1784), который привлек к созданию энциклопедии выдающихся просветителей. Дидро и другие энциклопедисты считали, что «хорошие законы» и «разумное» правления должны создать правильный общественный строй. Основой общества считалась частная собственность. Третий этап просвещения связан с именем Жана-Жака Руссо (1712-1778), который предлагал достичь равенства во владении частной собственностью. Руссо призывал уничтожить сословный строй и абсолютизм. Поиски просветителями путей лучшей организации общества, их взгляды на социальные проблемы сыграли прогрессивную роль в развитии государства.
В литературе XVIII века. господствующим направлением становится классицизм, который отмечался ориентацией на античную культуру как идеальный образец, по которому должен творить художник. Обязательным стало наличие просветительского содержания в произведении, то есть каждое произведение литературы должен воспитывать умную, сильную, хорошую, сознательную личность, готовую к служению своему государству. Большую роль в развитии литературы и искусства того времени начинает играть движение молодых немецких писателей «Буря и натиск», который начал переход к новому стилю - романтизма. К этому движению в начале своего творчества немецкие поэты Ф. Шиллер и И.В. Гете. Участники движения воспевая страстного, сильного, отважного героя, который борется против феодализма и несправедливости. Фактически они положили начало немецкой национальной литературе. В тогдашнем русском и французском искусстве преобладала классическая тематика: библейские и мифологические сюжеты, портрет, пейзаж. Творчество Жака Луи Давида передает предчувствие революционных событий во Франции. Среди картин Алексея Венецианова много посвящено и быта крестьян. В архитектуре господствующим остается стиль барокко, но со второй половины XVIII века. утверждается классицизм. В это же время начинается новая эпоха в музыке. Музыкальное искусство постепенно освобождается от господства церкви. Возникает опера, сольное пение, оратория. Это расцвет творчества Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта.